Источник: chaskor.ruДзен — практика антиразвития
Ожидающий ум мешает увидеть реальность Недавно Россию посетила Франсуаз Баде (монашеское имя Шинкьо).
Франсуаз — одна из самых старших учениц мастера Сандо Кайсена, учителя
японской линии буддизма, школы сото-дзен. Он, в свою очередь, ученик
выдающегося японского мастера Тайсена Дешимару, первым принёсшего
практику дзен в Европу.
Любопытно, что большинство приготовленных к
интервью вопросов оказались не нужны. Разговор сам принял нужное русло —
Франсуаз рассказывала о практике, поиске своего пути, самоотдаче,
страхах и чудесах.
— Как так получилось, что вы стали интересоваться разными методами саморазвития? —
Это отнюдь не практика саморазвития. Практика дзен разрешает проблему
себя, «я», отсекает проблему эго. Речь не идёт о развитии чего бы то ни
было, потому что эта практика позволяет осознать тот факт, что эго нет.
То есть эта практика идёт в направлении, противоположном развитию.
— Я имею в виду практики саморазвития в целом. Например, ещё до того,
как вы пришли к дзен, вы занимались гурджиевскими практиками. Как
возник интерес к ним? — Просто было ощущение того, что я не живу
в истинном измерении, что я закрыта в каких-то ограничениях, рамках и
что есть что-то другое, что нужно открыть. Я не особо знала, чего я ищу и
с помощью чего смогу это найти, но что-то во мне искало это. И так
случилось, что я повстречалась с учителем, который учил гурджиевским
практикам. Я родилась в Париже, но в какой-то момент уехала жить в
деревню — это было в период движения хиппи. Мы жили в небольшой коммуне.
И нашими соседями оказались англичане, которые на протяжении 30 лет
следовали учению Гурджиева. Оно нас тоже заинтересовало, и мы
практиковали с ними на протяжении трёх лет. И в течение этого периода у
некоторых из нас были проблемы со здоровьем. Это дало нам возможность
познакомиться с одним монахом дзен, который практиковал китайскую
медицину (это и был Кайсен). Вот так я познакомилась с дзен и начала его
практиковать. Это то, что мы называем случайностью, но на самом деле
это не случайность. Это удивительно! И вот сейчас я практикую дзен уже
26 лет.
— Параллельно вы начали заниматься кунг-фу? — Да, так
случилось, что Кайсен одновременно с дзен практиковал и боевые
искусства. И с того момента, как я решила следовать за ним, я решила
следовать и всему, чему он учил, не проводя никаких различий. Я не
ощущала особой тяги к кунг-фу, однако я практиковала с ним кунг-фу в
течение примерно семи лет.
— Существует много стереотипов, связанных с женщинами в боевых
искусствах, — есть мнение, что им в принципе там не место. Вы не
сталкивались с этим? — Существуют всякие мнения. Я в тот момент ощущала потребность практиковать путь, а не спорт. Путь неподвижного ума в движении.
Потребность наблюдать, осознавать тело и ум, какие-то свои блоки,
страхи, желание победить, разочарование из-за того, что проиграла. И
познание всего этого процесса произведения движения было очень
интересным. Это было познание тела и ума, а отнюдь не спорт. И это не
имело ничего общего с фактом бытия женщиной. Но моя женская сторона это
не любила — было больно ставить блоки, у меня были синяки, мы занимались
с мужчинами, которые никогда не сдерживали удар, — но это всё детали.
Этот путь, когда его правильно передают, находится за пределами женского
и мужского. Но с другой стороны, кунг-фу — не очень женская вещь: надо
наносить удары, получать их. Приходит момент, когда всё твоё существо
чувствует, что нужно это прекратить.
— Удивительно — вы говорите, что вам это не нравилось, однако вы
занимались кунг-фу семь лет — это большой срок. Зачем же вы тогда это
делали? — Практика своего пути — это что-то, что находится за
пределами всяких «люблю» и «не люблю». Когда мы доверились учителю, мы
следуем за ним не выбирая. Это как раз то знание, которое позволяет нам
выйти за пределы тех ограничений, которые мы сами на себя наложили, и
познать то, что безгранично. Поэтому, если учитель просит нас сделать
что-то, что нам не нравится, мы даже не задаём никаких вопросов — просто
делаем, и всё.
— Для многих людей это очень большая проблема — они не могут найти
учителя, пытаются что-то делать сами и как раз натыкаются на это
«нравится — не нравится» — не всё, что нужно делать, нравится. Как с
этим быть, не имея учителя, которому можешь беспрекословно подчиниться? —
Нужно найти такого учителя. Они есть. Часто мы не можем найти учителя,
так как у нас самих есть некие ментальные блоки. Мы хотим оставаться
свободными, мы не хотим во что-то вовлекаться, не хотим кому-то
отдаться. И поэтому мы не принимаем решение найти учителя. Но если мы
принимаем это решение, то мы его находим. И в данном случае лучше найти
учителя, потому что иначе мы будем ходить по кругу — внутри собственных
ограничений, предпочтений, своего выбора, своего «люблю — не люблю». И
тогда мы просто будем развивать свой личный выбор, свои предпочтения и
ограничения.
— Многие очень боятся этого момента отдачи себя. С одной стороны, очень хочется, с другой — страшно. Что с этим можно сделать? —
Нужно задавать себе один хороший вопрос: «Что я хочу сделать со своей
жизнью?» Что я хочу сделать со своим умом — с тем умом, которому я
подчиняюсь? С этими мыслями, желаниями, неудовлетворением, страданием?
Решаю ли я разрешить всё это в корне? Или я буду продолжать просто
думать об этом и оставаться на поверхности? И потом, возможно, нужно
будет как-то кормить этот вопрос — например, читать какие-то книги,
связанные с путём. А если человек уже практикует что-то, то он должен
вложить в эту практику больше сил и решимости. И по мере того как будет
созревать этот вопрос, придёт и ответ. В этой вселенной всё возможно.
Мастера существуют везде, и практика тоже есть везде. Путь всегда был
здесь.
— Как же можно очень кратко рассказать о том, что такое практика дзен школы сото? —
Очень коротко: то, чем мы являемся на самом деле, наша истинная природа
— безгранична. И в ней появляются все явления, в том числе это тело и
этот ум. Они не отделены от этой природы. Но из-за невежества эти тело и
ум отождествились сами с собой, приняли себя за отдельную сущность. И
веря в то, что они автономны, они полностью заблудились. И это
заблуждение ведёт к страданию. Поэтому наступает момент, когда существо
решает вернуться к тому, чем оно является на самом деле, и разрешить
проблему страдания. Тело и ум постоянно движутся и потому не видят, чем
они являются. Поэтому мы приводим тело и ум в неподвижное положение
(дзадзен, сидячая медитация. — М.Р.). Нужно, чтобы ум не засыпал, но
чтобы ему и не было больно. В этом положении есть определённые точки, на
которых нужно концентрироваться, что помогает телу и уму оставаться
бдительными.
Затем мы направляем внимание на дыхание, так как именно оно создаёт
связь между телом и умом, внешним и внутренним. Мысль успокаивается. Но в
какой-то момент внимание ослабится, так как мы к этому не привыкли, и
появятся мысли. Это нормально. Пока мы живы, мысли будут появляться.
Поэтому речь не о том, чтобы создать пустоту или искать её или
остановить мышление. Речь идёт о том, как видеть то, что мысль
появляется, и позволить ей естественным образом исчезнуть, не позволяя
уму ухватить её и начать развивать. Итак, практика — это правильное
положение тела, внимание, направленное на дыхание, и отсутствие цепляния
за мысли. Это насколько просто, что никто не хочет в это верить. Все
ищут чего-то экстраординарного, каких-то чудес. А это и есть чудо —
проживать жизнь полностью, момент за моментом, не отталкиваясь от
кладбища памяти, невежества, привычек и склонностей.
— Наверное, это очень свойственно западным людям. Мы считаем, что
если хорошо поработали, то должны получить какой-то великий результат —
как минимум чудо или изменённое состояние сознания. Как это преодолеть? —
Нужно понять, что ум, ожидающий чего-то необычного, — это и есть
невежественный ум. А невежество нуждается в возбуждении, чтобы
существовать. Но по мере того как этот ум проясняется при помощи
практики, то знание, которое занимает его место, восхищается каждым
моментом. Невежественный ум имеет много завес, и он не видит чудесности
жизни. Но те, кто ожидают увидеть какую-то вспышку света или нечто
подобное, слышали это от тех, с которыми это произошло. И они хотят,
чтобы с ними это тоже случилось, так как это кажется чем-то необычайным.
Но на самом деле нечего больше искать, кроме того, что есть. То, что
мешает нам это видеть, — завесы невежества. У некоторых они очень
толсты, или человек может очень сильно за них держаться, и они создают
эффект темноты. И когда по каким-то причинам эти завесы вдруг отпадают,
то у них появляется впечатление какого-то великого света, потому что они
внезапно увидели то, что есть. А у других эти завесы могут быть
тонкими, а ум не настолько зажатым. И у них эти завесы разрушаются
постепенно, и они не получают какого-то необычайного опыта, потому что
нет такого сильного контраста между их состоянием до и после. Вот почему
чего-то ждать — огромная ошибка. Ожидающий ум создаёт ещё одну завесу и
мешает увидеть реальность. А если мы ничего не ждём, то она
проявляется. Эта практика освобождает от разочарований, страха,
ожиданий, страданий. И мне кажется, что это более чудесно, чем какой-то
свет, который вспыхнет на три секунды, а потом исчезнет.
— Как можно перенести это спокойное состояние, которое возникает во время сидячей медитации, в активную повседневную жизнь? —
Во-первых, есть то, что мы можем сделать сами, осознанно. А именно мы
можем быть внимательными — к каждому своему шагу, к каждому ощущению, к
дыханию. Мы можем полностью присутствовать в настоящем моменте, не думая
о посторонних вещах. И во-вторых, дзадзен, эта великая практика
пробуждения, влияет на нас автоматически и трансформирует наше тело и ум
без нашего ведома.
— Вы уже не первый раз в России. Есть ли у российских практикующих
какие-то особенности? Они чем-то отличаются от практикующих в других
странах? — У меня сложилось впечатление, что в России люди
склонны практиковать сразу в нескольких традициях. На начальном этапе
это может иметь смысл (это лучше, чем ничего), но если мы хотим
продолжать, то необходимо вовлечься в путь. Это огромная ловушка. Также
сначала было очень много людей, которые ждали каких-то чудес. Возможно,
сейчас всё это постепенно меняется. Мне кажется, в России не хватает
местных учителей — какой-то точки опоры, — с которыми можно было бы
постоянно встречаться, задавать вопросы. Люди здесь склонны думать, что
чем экзотичнее, тем более истинно. Но единый ум везде один и тот же. Мне
также кажется, что русским свойственно практиковать очень много,
страдать — например, направление, которое предлагает 10—12 часов
практики в день, притягивает очень многих. Мне кажется, что здесь людей
притягивают трудные вещи. А наша практика очень серьёзна, но она без
крайностей. Поэтому лучше не практиковать усиленно короткое время, а
делать это спокойно, с равновесием, но до самой смерти. Это нечто, что
разыгрывается на протяжении всей нашей жизни, а не 15 дней ретрита.
|