Автор: Кайсен
Меня спрашивают: как узнать настоящего мастера? Это не так сложно. Настоящий мастер не преследует никакой цели. Он внимателен к окружающим. Он отдает жизнь другим. И в то же время он ни в ком не нуждается, рискуя потерять все, если дорога не идет в правильном направлении. Он должен быть абсолютно бескорыстным и абсолютно любящим. Его личная жизнь достаточно проста, чиста, без лжи и эгоизма. Даже если мастер ведет себя иначе, чем другие, даже если он немного "сумасшедший" , в этом нет эгоизма. Он не ищет личной популярности, не стремится ни к славе, ни к богатству, он не использует учеников в своих целях. У него должна быть сильная интуиция, большая энергия, много нежности. Его мудрость должна быть неограниченной. Он не должен быть упрямым, не должен защищать ничьей точки зрения. Он не должен быть привязан к своей практике, к своей религии. Должен быть свободным. Кроме того, он должен точно передавать наследие линии великих патриархов. Это прежде всего. По этим чертам можно узнать настоящего мастера. Но существуют также и другие черты . Есть и такие, о которых вы не узнаете, которые известны лишь ему одному. Таким образом, этот мастер - никто, он не имеет никакого значения, и в то же время, есть в нем дух всех будд, которые учат одному. В мастере также не должно быть высокомерия. В нем должно быть лишь определенное благородство, но не высокомерие. В нем должна быть нежность, но не слабость. Он должен быть сильным, но справедливым, энергичным, но не агрессивным, отсутствующим и в то же время присутствующим. Будь то в науке или в жизни, в болезни, в слабости или в смерти.
Каким должен быть ученик такого мастера? Он должен полностью прочувствовать своего мастера и понять его достоинства. Тогда через ученика видно, какой у него мастер. Через ученика можно познать его мастера. В конечном счете, дзэн является не столько историей духовности, сколько историей искренности. Этого достаточно.
|