Главная | Регистрация | Вход
ЖИВЫЕ ОТВЕТЫ МАСТЕРА ДЗЕН

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
ДЗЕН ФОРУМ » ВСЯКАЯ ВСЯЧИНА » ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ » Тибетская тханка-живопись гадри в России
Тибетская тханка-живопись гадри в России
АсяZДата: Четверг, 24.11.2016, 23:38 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1285
Репутация: 5
Статус: Offline
Материалы с сайта: http://gardri.narod.ru

Тибетская тханка-живопись гадри в России

Буддизм входит в число коренных религий России и уже около трех столетий распространен в Бурятии, Калмыкии, Туве, на Алтае, однако линия передачи Учения и его художественная традиция были прерваны в советский период. После 1959 года в силу исторических причин тибетский буддизм и искусство Тибета получили широкое распространение на Западе, а в 1990-е годы — в европейской части России. Так, придя уже не с востока, а запада, древняя художественная традиция обрела здесь своих преданных последователей и благополучно прижилась на «русской почве».

• • •

Еще в начале 1990-х годов петербургские художники Михаил и Татьяна Крыжановские начали писать тханки — сначала в монгольском, а затем и в тибетском стиле. Их учитель лама Оле Нидал (Дания), приехав в Россию и увидев поднесенные ему в подарок тханки, был восхищен и одновременно озадачен. При всех неоспоримых достоинствах работ и таланте самих авторов, для традиции тханка-живописи чрезвычайно важно быть в рамках школы, иметь живую передачу от учителя. Лама Оле пообещал петербуржцам «прислать учителя». Он обратился с просьбой к немецкой художнице Бруни Файст-Крамер (ученице Гега-ламы), но та не решилась ехать в нашу страну в неспокойные 1990-е годы. Однако ее коллега, голландская художница Марианна ван дер Хорст-Лем, узнав о просьбе русских буддистов, выразила готовность помочь. К тому времени Марианна была уже опытным мастером тханка-живописи в стиле карма-гадри и имела опыт проведения подобных курсов в Америке. Так, летом 1993 года, в Харькове состоялся первый ретрит по тханка-живописи под руководством Марианны ван дер Хорст-Лем. Сама Марианна — профессиональный художник с европейским образованием — обучалась тханка-живописи у известного тибетского мастера Гега-ламы (1931–1996), который в 1980-е годы посещал Бельгию для проведения обучающих курсов (по поручению XVI Гьялва Кармапы). Позднее Гега-лама уполномочил свою ученицу передавать дальше традицию живописи карма-гадри, и, начиная с 1990 года — уже на протяжении двадцати пяти лет, — Марианна щедро делится с учениками своими знаниями и опытом. Помимо ежегодных курсов в России Марианна проводит регулярные занятия по тханка-живописи в европейских странах. Благодаря ее удивительному бескорыстию и преданности искусству сотни людей во всем мире смогли приобщиться к этой уникальной древней традиции.
В одной только России за минувшие два десятилетия под руководством Марианны прошли десятки практических курсов, в которых приняли участие более 600 человек: буддистов, художников и просто любителей — из самых разных городов (в том числе из Элисты, Казани, Иркутска, Владивостока, а также с Украины, из Казахстана и др.). Несколько ее учеников стали уже опытными мастерами и получили разрешение на самостоятельное учительство и дальнейшую передачу традиции.



СПб. Занятия с Т.А. Крыжановской в 2016/17 уч. году
Занятия тханка-живописью с Татьяной Анатольевной Крыжановской в Санкт-Петербурге в 2016/17 уч. году будут проходить один раз в месяц каждую вторую субботу месяца с 11:00 до 17:00 в режиме индивидуальных консультаций. Приглашаем продолжающих и начинающих. Первое занятие — 8 октября 2016 г. Адрес: 1-я линия В.О., д. 28, в помещении издательства «Геликон Плюс». Метро Спортивная или Василеостровская. См. на карте.
На первое занятие просим заинтересованных подойти к 11:00 — решить организационные вопросы; в дальнейшем запись обязательна — по эл. почте russian.thangka@gmail.com до 21:00 предыдущей пятницы или по тел.: 8 905 262-86-17. Если дверь в издательство в день занятий закрыта, звоните по тому же тел.: 8 905 262-86-17, чтобы Вам открыли.
Если есть вопросы, задавайте: russian.thangka@gmail.com



История возникновения и развития стиля гадри в Тибете: http://gardri.narod.ru/ru/ru_history.htm

Итак, танка или тханка — это произведение изобразительного искусства, буквально — «рисунок на ткани, который может быть свернут и взят с собой». По-тибетски тханка называется рейдри (рей — хлопок). Помимо традиционных тханок (самый распространенный размер 75х50 см), выполненных на загрунтованном холсте, существуют и другие их виды: построенные из песка или нарисованные на стене, изготовленные в стиле аппликации или вышитые, и другие. Величина может быть также очень разной: так, для праздников и церемоний изготавливают изображения гигантских размеров — до нескольких десятков метров, для ношения на теле пишутся миниатюрные тханки (их обычно вкладывают внутрь ладанок — гау).

• История возникновения и развития стиля гадри в Тибете
Тибетское буддийское искусство формировалось под влиянием художественных традиций Индии, Китая и Непала. Так, у тибетского правителя Сонгцен Гампо (начало VII в.) было две супруги-принцессы — непальская и китайская. [Причем китайская принцесса Вэньчен входит в линию передачи традиции карма-гадри: ее воплощением считается Кончок Пендэ — наставник Намка Таши (основателя стиля гадри), обучавший его методу правильных пропорций.]

Обе царские невесты привезла с собой в Тибет бесценное приданое: непальская — множество священных изображений и статую восьмилетнего Будды, а дочь китайского императора — статую Будды в двенадцатилетнем возрасте (оба изображения находятся в Лхасе). Они и послужили первыми образцами, которыми руководствовались многие поколения художников и скульпторов. Помимо этого царь Сонгцен Гампо заказал непальским мастерам образ Авалокитешвары, размер которого был равен росту самого правителя. Его святейшество V Кармапа (начало XV в.) распорядился отдать под роспись стены нескольких монастырей, а также заказал множество танок в непальском стиле. Большое число изображений Белой Тары, Майтреи и других божеств было изготовлено в 1500-х годах при II Далай-ламе. Лоден Шераб Дагьяб Ринпоче в книге Tibetan Religious Art (издана в Германии, 1977) пишет, что произошло взаимопроникновение стилей и сейчас уже не найти примеров чисто индийской, непальской или китайской школы.

В Тибете исторически сложились три основные школы танка-живописи: менри, карма-гадри и менсар.

Первый стиль — менри, широко известный как непальский стиль. Сформировался в период правления I Далай-ламы, его основатель — Менла Дондруб (1440 г.р., Южный Тибет). Его учителем был Допа Таши Гьяцо, мастер непальского стиля. Менла Дондруб был очень образован, откорректировал ранние тексты по иконографии. В своих книгах дал подробнейшее описание религиозных объектов танка-живописи — их семь. Главная его заслуга состоит в том, что он выработал «драгоценность правильных пропорций» — дал точные измерения изображений, в том числе объемных (скульптуры, ступы). Кроме этого Менла Дондруб разъяснил «духовные и вспомогательные принадлежности художника», а также разработал новые пигменты и техники подготовки холста. Особенностями живописного стиля менри являются насыщенные цвета, чистые и яркие краски.

Второй стиль — карма-гадри. Этот стиль сформировался и расцвел в Восточном Тибете (провинция Кхам) в XVI веке, в период правления Микьё Дордже — VIII кармапы (1507–1554) и при его непосредственном участии.

В развитии и распространении стиля важную роль сыграли «три таши»: Тулку Намка Таши, Чой Таши и Кашу Карма Таши. Основателем стиля карма-гадри стал первый из упомянутых «трех таши» — воплощенный тулку Намка Таши (1500 г.р., Верхний Йарлунг). Восьмым кармапой было предсказано, что этому мастеру суждено сыграть особо важную роль в распространении его, кармапы, влияния. Намка Таши обучался у нескольких знаменитых мастеров, чтобы «рисовать в особом, отличительном стиле», в том числе у мастера Кончока Пендэ, который считался эманацией китайской принцессы Вэньчен.

Этот особый стиль был основан на нескольких образцах:
1) китайская свитковая живопись, поднесенная V Кармапе китайским императором;
2) рисованные маски, засвидетельствовавшие чудо, когда III Кармапа проявил свой лик в полнолуние императору (дошелма — «лицо в луне»);
3) китайская танка, изображающая 16 архатов ранней буддийской традиции. Художественная традиция, которую Намка Таши учредил исходя из всего этого, стала известна как карма-гадри.

Первая часть названия «карма-гадри» — производное слова «кармапа», слог «га» (гар) означает путешествие, перемещение с одного места на другое, своего рода кочевой лагерь, где на время стоянок разбиваются шатры из войлока. Ранние кармапинские иерархи, в частности VII Кармапа Чодрак Гьяцо, имели обычай собирать огромную свиту и путешествовать с места на место, такие временные поселения называли «лагерь Кармапы, который украшает мир», а традиции и обычаи такого мирка были известны как «лагерный стиль». Это могла быть довольно большая группа практиков — несколько сотен человек: художники, лекари, строители, мастера ритуалов и риторики и другие. Последний слог «дри» означает процесс рисования.

VIII кармапа Микьё Дордже сам писал танки, его коренным учителем был известный мастер гадри Сангье Ньенпа. Вообще, традиция карма-гадри имеет свою линию передачи, и школа дала много великих мастеров — йогинов и лам. Так, X кармапа Чоинг Дордже (1604–1674) был искусен в резьбе, ваянии и вышивке шелком, ранние его работы выполнены в стиле менри и в кашмирской технике.

VIII Кармапа Микьё Дордже в период развития стиля выявил три его особенности и назвал их «тремя драгоценностями гадри-стиля»:
1) формы, рисунок согласно индийским канонам;
2) цветовая гамма и текстуры, свойственные китайской живописи;
3) композиция и ландшафты в тибетской манере.

В дальнейшем два других «таши» — Чой Таши и Кашу Карма Таши развили и широко распространили стиль карма-гадри.

Для гадри-стиля характерны прозрачные пейзажи, близкие к китайской традиции. Они реалистичны, оттенки естественные, очень деликатная, гармоничная цветовая гамма. Пейзаж выполняется в особой технике — множеством точек или штрихов, глубина цвета достигается многослойным наложением точек. Техника чрезвычайно трудоемкая, но именно благодаря ей достигается необыкновенная мягкость цвета и эффект мерцания (тханка словно светится изнутри). Передний план — фигуры божеств, подношения — выполняются в кроющей технике. В тханках, написанных в стиле гадри, много пространства (в ранних тханках, где ощущается явное влияние индийской традиции, пространство почти полностью заполнено различными фигурами). Небо, облака, реки и водопады, горы со снежными шапками и холмы, деревья, цветы, животные и птицы изображаются такими, какие мы можем видеть в Тибете. Тханки в гадри-стиле были редкостью и высоко ценились.

Третий стиль — менсар (мангсар), или «новый менри». Самый поздний стиль, основанный на менри (с нововведениями в стиле, пигментах и подготовке холста), появился в XVII веке и стал очень популярен в Западом Тибете. Его основатель — Чоинг Гьяцо (1645 г.р., провинция Цанг). Для этого стиля характерен прозрачный пейзаж и очень яркие, интенсивные цвета изображенных божеств.

Живопись и каллиграфия Е.С. XVII кармапы Оргьен Тринлей Дордже:





Добавлено (24.11.2016, 23:38)
---------------------------------------------
The Tibetan Book of Proportions

Тибетская книга пропорций


Черная и цветная тушь на льняных страниц, деревянная обложка.
Эта книга XVIII века написана в стиле Невари с тибетским цифрами.
Концепция «идеального образа» Будды появилась во время Золотого Века Gupta, от IV до VI века.
Пропорция и другие аспекты изображения - такие, как количество зубьев, цвет глаз,
направление волосков - стало очень важным.

Цитата
Есть ряд изображений, на которые в принципе нельзя смотреть никому, кто не имеет посвящение в тантру этого божества. Главным образом это относится к гневным божествам. Сейчас уже и самими тибетцами это почти не соблюдается, но один из моих учителей этому следовал.
Что касается женщин, то тут речь идет в первую очередь о некоторых гневных йидамах, распространенных в традиции гелук, таких как Ямантака, а также охранителей всё той же традиции гелук. Гелукпинские охранители, скажем так, не очень любят женщин, поэтому лучше им не показываться на глаза. В результате, как комментировал это мой учитель, у женщины могут возникать психические проблемы из-за призраков: приходят призраки и неблагоприятно воздействуют на женскую психику.


http://www.liveinternet.ru/users/alona777/post363260660/



Ъ

Сообщение отредактировал АсяZ - Четверг, 24.11.2016, 23:38
 
ДЗЕН ФОРУМ » ВСЯКАЯ ВСЯЧИНА » ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ » Тибетская тханка-живопись гадри в России
Страница 1 из 11
Поиск: