Давно хочу заняться Дзэн, цель - осознание своей сущности, природы.
в таком случае не стоит начинать.
почему? хотеть избавиться от желаний то же самое, что бороться с алкоголизмом посредством алкоголя.
дзен - это скучное занятие, требует времени и самодисциплины. например, ты готов тратить на медитацию 10 минут в день ближайшие лет 5 не пропуская и не отлынивая? если нет - не стоит ожидать результатов. попробовать что такое практика дзен можно в ближайшую пятницу в 20.00 MSK, следуя инструкции выше.
Quote (Razil)
что бы вы могли мне посоветовать, от чего стоит оттолкнуться?
в дзен книга называется "мертвым учением". почему? потому что нет возможности спросить, что имел в виду автор конкретной фразой. в любой книге, даже самой лучшей, есть это ограничение. потому мой совет - помни о нем всякий раз, когда хочешь что-то узнать из книги.
насчет конкретных рекомендаций - попробуй старые тексты. например, ланкаватара сутра, которую по легенде основатель школы дзен бодхидхарма принес из индии в китай. широко известны и часто используются тексты сутры сердца и алмазной сутры. из типичных для дзен текстов можно назвать сутру помоста шестого патриарха.
Quote (Razil)
возможно ли, в принципе, заниматься Дзэн без учителя?
да. можно, к примеру, и инженерное дело без учителя изучать, однако большинство успешных инженеров все-таки у кого-то обучались.
подходящий учитель может сэкономить тебе годы практики. а может и не сэкономить.
Quote (АсяZ)
рекомендую Вам, хотя бы, поставить Ваших близких в известность о том, чем Вы занимаетесь.
дельный совет, хотя драматичные случаи, кои Ася поминает, настолько большая редкость, что мне ни об одном не довелось слышать.
Quote (АсяZ)
Традиционный дзен – это бамбуковая палка – беспрекословное подчинение наставнику
есть немало историй, в которых патриархи той самой палкой получали от своих учеников, чему немало радовались. есть истории, в которых ученики спорят с мастером, называют мастера дураком, ослом и т.д. - опять же к вящей радости мастера.
Если Дзэн это жизнь, что же тогда жизнь? или в чем отличие жизни по Дзен от "жизни"!?
дзен – это слово, которому все, кому не лень, дают свое толкование
мое сегодняшнее толкование: дзен – это восьмеричный путь буддиста: http://ru.wikipedia.org/wiki/Восьмеричный_Путь 1 Мудрость 1.1 Правильное воззрение 1.2 Правильное намерение 2 Нравственность 2.1 Правильная речь 2.2 Правильное поведение 2.3 Правильный образ жизни 3 Духовная дисциплина 3.1 Правильное усилие 3.2 Правильное направление мысли 3.3 Правильное сосредоточение
Короче, дзен – это «правильная» жизнь.
Насчет «книжного знания» - думаю, можно привести огромное количество примеров, когда люди, очень умные и широко эрудированные, писавшие научные труды, в обычном общении оказывались мелочными и жестокими. Дзен – особое отношение к жизни и увидеть его проще во взгляде твоего собеседника, чем за буковками текста. Таким буддистским отношением к жизни пропиталась культура стран Дальнего Востока. Мелкая бытовая подробность может оказаться ключом к целому кругу связанных понятий. http://ru.wikipedia.org/wiki/Hanami http://www.ec-dejavu.net/h/Hokku.html Мне кажется, что в занятиях восточными единоборствами или гимнастикой для понимания дзен больше смысла, чем в сидячей медитации – это мое субъективное мнение.
Ъ
Сообщение отредактировал АсяZ - Четверг, 04.11.2010, 23:15
30 минут медитация и после нее ответы на вопросы, обсуждение - обычно 10 минут. Итого 40 минут. ОБЪЯСНЯЙ ТАК, ЧТО БЫ ЭТО ПОНЯЛ З-х ЛЕТНИЙ РЕБЕНОК. ЕСЛИ НЕ МОЖЕШЬ - ЗНАЧИТ ТЫ В ЭТОМ САМ НИЧЕГО НЕ ПОНИМАЕШЬ !
к вопросу о том, какие результаты дает практика и что такое "традиционный дзен":
когда я прочитала истории про 6 патриарха дзен Йено.
Неси мой огонь
Когда Йено пришел к Мастеру, тот сказал: — Зачем ты пришел ко мне? Нет никакой необходимости для тебя быть здесь. Ты уже в Этом. Но Йено попросил: — Позволь мне остаться. Тогда Мастер сказал: — Хорошо, отправляйся на кухню и начинай перебирать рис. Ко мне не приходи. Если будет нужно, я сам приду к тебе. Пяти сотням монахов нужен был рис, и этот человек с самого утра до позднего вечера перебирал его. Мало-помалу все мысли исчезли. Его дело стало его медитацией. Так прошло 12 лет. Мастер состарился и объявил, что хочет найти себе преемника. Он сказал: — Кто считает, что пробудился и познал Истину, пусть придет и напишет на двери моей хижины свое понимание в четырех строках. В дневное время никто не осмеливался подойти к его двери, потому что все знали этого старика. Он сидел там со своей большой палкой и, если бы ему не понравились написанные строки, мог крепко побить. Ночью, когда он уснул, один человек подошел и написал: «Ум — это зеркало, и на зеркале ума собирается пыль желаний; сотрите пыль и Истина предстанет пред вами». Эти строки понравились всем. В монастыре знали, кому они принадлежат, и ожидали от Мастера одобрения, но он молчал. Монахи пришли на кухню и живо обсуждали этот важный вопрос. Один из них сказал: — Мастер слишком строг, и если он будет продолжать в таком же духе, то не найдет преемника. Когда Йено услышал об этих строках, он рассмеялся. Его спросили: — Глупец, почему ты смеешься? Ты же ничего не знаешь, кроме своего риса? Никто никогда не слышал, чтобы он смеялся или высказывал свое мнение. Йено сказал: — Ум не зеркало, где может собираться пыль желаний. Тот, кто знает это, становится просветленным. Собралась толпа. Некоторые начали горячиться, говоря: — Иди и напиши свои слова на двери Мастера, если не боишься быть побитым. Может быть, ты станешь его преемником. Йено сказал: — За 12 лет я разучился писать, кроме того, я не хочу быть ничьим преемником. Идите и напишите эти строки. Посмотрим, что скажет Мастер. Они пошли и написали: «Ум — не зеркало, где может собираться пыль желаний и мыслей. Кто знает это, тот знает Истину». Мастер прочитал эти строки, оставаясь в безмолвии. Он не произнес ни слова одобрения или неодобрения. Ночью он пришел к Йено и сказал: — Я знаю, кто мог получить это озарение. Ну что ж, бери мою чашу и мою мантию и уходи из общины. Ты — мой преемник! Все эти 12 лет от тебя исходил свет, но никто не замечал этого. Они приходили на кухню каждый день, но никто не разглядел тебя. Они слишком ученые и, если ты останешься, они нас не поймут. Это породит много зависти. Ты — мой преемник. Иди и продолжай нести мой огонь. Ты достиг!
Йено — шестой патриарх дзэн
Став просветлённым, шестой патриарх дзэн Йено получил от пятого патриарха чашку и одежду, которые передавались от Будды его преемниками из поколения в поколение. Монах по имени Эме из зависти последовал за патриархом, чтобы отобрать у него это великое сокровище. Йено положил чашку и одежду на придорожный камень и сказал Эме: — Эти предметы — лишь символ веры. Нет смысла драться из-за них. Если ты так хочешь владеть ими, можешь взять. Когда Эме попытался взять одежду и чашку, они оказались непомерно тяжёлыми. Дрожа от стыда, он сказал: — Я пришёл за ученьем, а не за материальными сокровищами. Учите меня, пожалуйста. Патриарх сказал: — Когда ты не думаешь о хорошем и не думаешь о нехорошем, что является твоей истинной природой? При этих словах Эме прозрел. Кто-то спросил Мастера Судзуки о его Учителе Йено: — Что было особенного в нём? Судзуки ответил: — Единственная особенность, которую я никогда не забуду, это то, что я никогда не встречал человека, который думал бы о себе, как о совершенно обыкновенном человеке. Он был простым, обычным человеком, а это наиболее необычно, потому что каждый обыкновенный ум думает, что он необыкновенный.
меня поразило то, что из себя представляли практикующие монахи. что же это за монастырь, если
Quote
Ты — мой преемник! Все эти 12 лет от тебя исходил свет, но никто не замечал этого. Они приходили на кухню каждый день, но никто не разглядел тебя. Они слишком ученые и, если ты останешься, они нас не поймут. Это породит много зависти.
Почему монахи, понимающие коаны, "не смогут понять" выбор приемника патриарха? откуда там возьмется "много зависти"? как в монастыре оказался человек - монах по имени Эме, который из зависти последовал за патриархом, чтобы отобрать у него его "символы веры".
и все эти игры в "школьную иерархию" - тоже неискоренимая традиция дзен.
Почему монахи, понимающие коаны, "не смогут понять" выбор приемника патриарха? откуда там возьмется "много зависти"? как в монастыре оказался человек - монах по имени Эме, который из зависти последовал за патриархом, чтобы отобрать у него его "символы веры".
Сейчас существует интернет, и другие "монахи" не смогут дотянуться до вас Михаил палкой, но они будут пытаться "отобрать" (доказать, вашу неправоту) ваш не материальный "симол веры", разрушить вечный Дзен своим интеллектом ОБЪЯСНЯЙ ТАК, ЧТО БЫ ЭТО ПОНЯЛ З-х ЛЕТНИЙ РЕБЕНОК. ЕСЛИ НЕ МОЖЕШЬ - ЗНАЧИТ ТЫ В ЭТОМ САМ НИЧЕГО НЕ ПОНИМАЕШЬ !
что касается сведений приводимым Аланом Уотсом - так он и пришет, что кроме школы Ринзай, с которой у методов Михаила есть много точек пересечения, есть еше методы "школы" последователей Банкея - не представляю себе, каковы они. я не знаю, как проходят занятия, но разве тех, кто не захочет работать с коаном, а предпочтет одну медитацию, вы станете отлучать от занятий?
Ася рассказала нам интересную и поучительную историю - один из вариантов легенды о шестом патриархе дзен. нужно сказать, что шестой патриарх более известен под своим буддийским именем - Хуэйнен - и является одним из наиболее уважаемых и известных учителей традиции дзен.
Ася, ты ставишь дельные вопросы. именно эти вопросы поставил Хуэйнен, когда был признан патриархом. результатом постановки этих вопросов стала реформа школы дзен, проведенная шестым, и последним, патриархом дзен. реформа заключалась в упразднении иерархической структуры школы. именно поэтому теперь школ дзен так много и в большинстве из них более одного мастера дзен в каждый момент времени. потому ни в традиции дзен, ни в конкретной школе, как правило, не бывает корневого учителя. поскольку нет главы, нет и желания практикующих занять этот пост, нет и игрищ на тему преемника.
Здравствуйте! Вопрос по поводу практики и конференции. Тоесть мы входим в конференцию, потом через микрофоны читаем сутры. Потом медитируем сидя за компьютером. Так? Меня интересует пактика дзен. Я пока не нашёл дзен-центр и не знаю, смогу ли я посещать практики в течении недели из-за времени. Потому меня интересует, можно ли учиться через интернет? Медитацией я занимаюсь самостоятельно. Чтение сутр нужно так же для концентрации ума, но меня, чесно, смущает делать это через микрофон О_О. Потому, могу ли я практиковать коаны? А возможно я вообще начинаю не с того боку, потому спрашиваю вашего совета. Спасибо!